Статьи

Как пандемия изменила офис

Прошло более полугода с начала эпидемии и удаленка стала новой нормой. Мы написали для вас статью - на каких форматах работы остановились российские офисы, стоит ли вкладываться в домашний кабинет и чего ждать в будущем.
Еще в мае Microsoft, Facebook и Spotify перевели большую часть своих сотрудников на удаленку — до октября или конца года. Российские компании также решили использовать гибридный подход, комбинируя дистанционную работу с походами в офис «по особым случаям».

Что изменилось в офисах

  1. Число сотрудников
После пандемии российский бизнес начал действовать по двум противоположным сценариям: либо массово переходить на удаленку, либо возвращать весь штат обратно в офис.

Так, некоторые компании сократили присутствие сотрудников в офисах до 15-30%. Например, в офис «Почты России» в Москве ежедневно приходит только 600 человек из 2 057, а в штаб-квартиру BestDoctor — 45 сотрудников из 190.

  1. Офисная площадь
Расширение или сокращение офисных пространств остается на усмотрение компаний. Например, группа РБК планирует отказаться от трети занимаемой площади, а Accenture и «Тинькофф» уменьшать офисы не собираются.

При этом и «Тинькофф», и «Почта России» планируют переезжать в более просторные офисы в 2021 году. Это решение представители компаний приняли еще до эпидемии коронавируса, и карантин на него не повлиял.

  1. Новые технологии для доступа в офис
По словам директора по цифровой трансформации 3F Group Андрея Колпакова, безопасность персонала стала отдельным направлением в деятельности компаний. «Многие из них ввели постоянный мониторинг температуры и электронные паспорта здоровья», — говорит он.
Тем не менее, пока компании обходятся менее технологичными мерами. Например, во время пандемии московский офис «Почты России» полностью закрывался на санитарные дни, а сейчас — остается в дистанционном режиме и не вводит новых технологических «фишек».

  1. Незакрепленные рабочие места
«Многие компании всерьез восприняли методику незакрепленных рабочих мест и agile-организацию пространств», — отмечает Вадим Журдан, сооснователь конструктора смарт-офисов KIT. Это мнение подтверждает опыт группы РБК: компания использует эту систему уже сейчас.

Что изменилось в домах

  1. Возвращение кабинетов и офисов в гостиной
Для больших квартир застройщики уже выделяют отдельные изолированные комнаты под кабинеты, а для стандартного жилья и помещений комфорт-класса — свободные ниши в гостиной, которые можно оборудовать под рабочее место.

Сохранятся ли изменения навсегда

«Уже очевидно, что сотрудники станут более мобильными, команды ИТ-проектов будут еще больше географически распределены, а профессиональные различия между специалистами в столице и регионах — окончательно стерты», — резюмирует Андрей Солодилов, старший партнер Лиги Цифровой Экономики.

Вторая волна пандемии по-прежнему «удерживает» большинство сотрудников дома. Например, штат «Почты России» до сих пор работает удаленно — так же, как и московское подразделение «ЯКласс». В офис BestDoctor можно попасть только при наличии антител или отрицательного теста на коронавирус — при этом, почти все перешли на дистанционку.

По прогнозам Gartner, более 48% сотрудников компаний перейдут на удаленную работу — навсегда или на продолжительный срок после пандемии. Таким образом, большинство офисов «переедет» в квартиры, и интерьерных изменений вряд ли удастся избежать.
2020-11-20 12:21